© Михаил Фомичев / ТАСС

Эльдар Александрович Рязанов

( 1927-2015 )
Вклад в отечественную культуру Эльдара Рязанова столь огромен, что очень сложно говорить о нём только как о телевизионном деятеле. «Берегись автомобиля», «Гараж», «Карнавальная ночь», «Вокзал для двоих», «Служебный роман» – фильмы-легенды отечественного кино.

Но вместе с этим он с конца 70-х до середины 80-х годов вёл «Кинопанораму», а после этого на разных телеканалах создал свыше 200 выпусков различных авторских телепередач. Некоторые названия сейчас уже позабылись, другие ещё на слуху: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви», «Парижские тайны». Казалось бы, как режиссёр игрового кино, более того, гуру кинокомедийного жанра может успешно справляться с телепублицистикой? Всё кроется в первоначальной киношной специализации Эльдара Рязанова, который окончил ВГИК как режиссёр документального кино.

Молодой творческий выпускник собирался много ездить по стране, знакомиться с людьми, снимать зарисовки про их жизнь. А решив попробовать себя в драматическом жанре, намеревался снимать только серьёзные постановки, так как считал, что в то время было с переизбытком фильмов про то, как всё хорошо.
Но злым гением на его пути встал Иван Пырьев, по факту выступивший продюсером начинающего дарования, хотя таких слов тогда у нас в стране ещё не знали. Директор «Мосфильма» буквально заставил Рязанова снять музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Бюджет картины был небольшой, отношения с актёрами непростые, сроки сжатые, а заключение худсовета о первоначальном качестве отснятого материала очень нелестное. Но всё решил зритель – картина стала народным хитом, исполнительница главной роли Людмила Гурченко – звездой, а Рязанов перешёл в разряд комедиографов.

Интересно, что «Кинопанорама» задумывалась первоначально едва ли не как рекламная программа о новинках кино. Вёл её первые выпуски Зиновий Гердт. Уже с Рязановым она стала телеклубом, где брали интервью даже у зарубежных звёзд, а площадка превратилась в элитарный киноклуб, куда приглашали только самых лучших.

В роли ведущего Рязанов смотрелся более чем органично – что и говорить, задатки актёрства у него, безусловно, были. Недаром в своих кинолентах он всегда отводил себе маленькую роль. Но всё же Эльдар Александрович был больше режиссёром, нежели ведущим, даже несмотря на то, что сидел перед камерой. Говорят, между ним и телевизионным режиссёром передачи Ксенией Марининой постоянно «искрило»: у каждого был свой взгляд на то, как нужно правильно выстраивать работу. В конечном итоге это и стало причиной ухода Рязанова из программы. После него её вели уже другие, но до сих пор «Кинопанорама» ассоциируется именно с Эльдаром Рязановым.

Видео