Программы о культуре на советском и российском телевидении знали разных ведущих, но самым запоминающимся из всех для отечественного телезрителя стал, конечно же, Святослав Игоревич Бэлза. Вряд ли можно найти ещё у кого-либо из ведущих программ о классической музыке такую утончённость, изысканный стиль, умение держаться в кадре под стать высокой теме.
Его жизнь, семья, образование складывались так, что по-другому знаменитая личность сформироваться не могла. Как с юмором говорил Святослав Игоревич про своё детство, «когда мои сверстники играли во дворе в футбол, меня заставляли мыть шею и вели в Большой зал консерватории».
Отец Игорь Фёдорович – известный музыковед, мать, Зоя Константиновна, – автор ряда книг о музыке. Сам Святослав Игоревич запомнился всем как ведущий именно музыкальных программ, но по образованию был литературоведом, проработавшим на этом поприще ещё в свою дотелевизионную эпоху почти два десятка лет.
Бэлза написал сотни литературоведческих работ, огромное количество предисловий к изданиям для отечественного читателя сборников Александра Дюма, Жюля Верна, Грэма Грина, Оскара Уайльда, Оноре де Бальзака и многих других. А что касается Уильяма Шекспира, то он считался одним из крупнейших отечественных специалистов по этому драматургу. Бэлза систематизировал на русском языке всё наследие легендарного автора.
Своим крёстным отцом на телевидении он всегда называл другую отечественную телезвезду – Юрия Сенкевича. В начале 70-х годов для легендарного «Клуба путешественников» тот попросил Бэлзу сделать несколько сюжетов о Париже. Естественно, с литературным уклоном – о столице мирового гламура рассказывалось в преломлении творчества Андре Моруа и импрессионистов.
Серьёзно пойти работать на телевидение Бэлзе предложили в середине 80-х, он начал вести цикл программ «Музыка в эфире». Там нашлось место как классической музыке, так и джазу. Благодаря телевидению он стал известен настолько широко, что стал ведущим множества музыкальных премий, концертов, фестивалей, посвящённых высокому искусству. Бэлза курировал работу фонда «Новые имена», который проложил дорогу в искусство Николаю Цискаридзе, Денису Мацуеву.
Бэлзу не раз звали вести музыкальные концерты уровня эстрады. От таких предложений он неизменно отказывался, даже, как говорят, поёживался от таких перспектив. Святослав Бэлза был эстетом, с непередаваемым аристократичным стилем не только по отношению к искусству – в общении с соведущими, партнёршами по сцене.
Любил красивые вещи, изысканную кухню и сервировку стола. Неизменный атрибут стиля – галстук-бабочка. Как говорили, бабочек у Бэлзы была целая коллекция, счёт им шёл на сотни, многие из них были ручной работы.
Святослав Бэлза никогда не стеснялся того, что неравнодушен к красивым женщинам. Признавая это, он в интервью не забывал отмечать, что даже является кавалером ордена Казановы – зарубежные поклонники этого авантюрного исторического персонажа приняли его в свои ряды.
Уже в 2000-х годах помимо творческого и зрительского успеха Святослав Бэлза получил и государственное признание – за многолетние труды в области культуры и искусства стал лауреатом Госпремии РФ, ему было присвоено звание Народного артиста России, вручён ряд отечественных и зарубежных наград.