Рассказывая об Элеоноре Валериановне Беляевой, всегда хочется употреблять эпитеты превосходства, которыми её награждали в советское время. Самая элегантная, самая интеллектуальная, самая изысканная – так говорили и говорят до сих пор те, кто на протяжении более трёх десятков лет смотрел её передачу «Музыкальный киоск».
Поклонники были по всей стране – с Кавказа ей круглый год присылали розы и фрукты, а из Средней Азии – ароматные дыни. По легенде, главным поклонником теледивы был генсек Леонид Ильич Брежнев, который классическую музыку не жаловал, но был очарован редким сочетанием красоты, интеллекта и неповторимого утончённого стиля телеведущей. Легенда это или нет, но звание Заслуженной артистки РСФСР Элеоноре Беляевой присвоили всего за несколько дней до смерти советского руководителя.
На голубой экран Беляеву привёл случай. Она пожаловалась знакомому на незавидное материальное положение, ей приходилось переписывать ноты и давать уроки музыки, чтобы выжить, а он посоветовал её в редакторы программы, и спустя полгода она оказалась ведущей передачи – заболела коллега, срочно нужна была замена и выбрали самую красивую сотрудницу.
На дипломном выступлении в знаменитой Гнесинке Беляева получила паралич связок, сорвав голос, и это поставило крест на многообещающей карьере оперной певицы. К травме привело неверное определение вокального амплуа, в котором Элеонора Валериановна находилась всё время обучения. Но годы в учебном заведении такого высокого уровня не прошли даром – Беляева безукоризненно разбиралась в самых сложных музыкальных направлениях, на равных говорила о классической музыке с профессионалами высочайшего уровня.
Многие отмечали стиль, имидж ведущей, называли её «наша Катрин Денёв». Причёски, которые делали лучшие парикмахеры, самые актуальные наряды, подобранные в лучших советских ателье, элегантный грим. На неё старались быть похожими, подражали, следили за поведением и манерой держаться. И, конечно, то, как интеллигентно она общалась с гостями студии, как рассказывала о музыке с экрана, приковывало и заставляло прислушаться даже тех, кто далёк от мира классики.
Но не Бахом единым – она пробовала показывать в эфире, к примеру, Шаляпина, который был под запретом из-за эмиграции. А в 1975 году в выпуске, посвящённом исключительно классической и народной музыке в её консервативном варианте, прозвучала тогда ещё полулегальная «Машина времени», которую записали специально для передачи.
«Тридцать лет с телеэкрана я говорила с людьми о том, что люблю сама, поэтому считаю себя человеком бесконечно счастливым и состоявшимся», – говорила Элеонора Валериановна Беляева.