Один из выпусков программы «Что? Где? Когда?», который был посвящён 20-летию передачи, запомнился выступлением Тамары Гвердцители, спевшей свою знаменитую «Виват, король!». Стихи из песни адресовались создателю передачи и многолетнему ведущему Владимиру Яковлевичу Ворошилову. И он с удовольствием принимал эти поздравления. Это был последний эфир, который он провёл из студии передачи в Нескучном саду в Москве. В следующий раз здесь уже прощались с Ворошиловым. «Виват, король, виват! Без пушек, без солдат своей игрой ты страны покорял!» – телепередача Владимира Ворошилова завоевала сердца миллионов зрителей.
Родился Владимир Ворошилов в Симферополе, позже родители перебрались в Киев, затем была эвакуация на Урал, в Москву. Владимир Ворошилов, тогда ещё Владимир Калманович (свою фамилию он взял от первой жены), поступил в школу-студию МХАТ, оттуда перевёлся в Эстонский художественный институт, затем – режиссёрские курсы снова в столице.
Долгие годы Владимир Яковлевич Ворошилов был известен в Москве как художник-постановщик спектаклей, снискал даже славу бунтаря и человека, осмелившегося спорить со многими матёрыми режиссёрами.
На телевидении, которое он сам называл убежищем для неудачников, вначале был художником-постановщиком. Впервые стал ведущим в программе «Аукцион», где в формате самого настоящего аукциона реализовывались товары народного потребления, бывшие в дефиците. Долго такого вольнодумства советское теленачальство не потерпело, передачу закрыли. Ему самому в кадре программы появляться запретили. Может быть, поэтому в дальнейших выпусках «Что? Где? Когда?» Ворошилов и предпочёл работать вне кадра, когда был слышен только его голос.
Однозначно, такого на советском ТВ ещё не было. Идея выстрелила! Сыпались мешки писем с требованием раскрыть имя ведущего, которому после неблагонадёжного «Аукциона» запретили работать в эфире, однако все догадывались, чей голос звучит за кадром. В итоге Ворошилова стали подписывать в титрах, но полностью закрытым от зрителей ведущий оставался долгих четверть века.
Под объективы камер Владимир Яковлевич вышел только когда в эфире стали играть блиц – быстрые вопросы и ответы. Свою игру он полностью делал сам: подбирал по вузам интеллектуалов и персонально приглашал игроков за стол. Когда в эфире появились аналоги западных интеллектуальных шоу, он критиковал их за стиль «вопрос-ответ», говоря, что по-настоящему умный человек не тот, кто словно энциклопедия много знает, а тот, кто может решить загадку, найти ответ на нужный вопрос, поняв, каким путём надо пойти, чтобы добраться до истины.
Каждый выпуск телеигры с Ворошиловым – это был маленький спектакль, завязку, кульминацию и развязку которого устраивал сам ведущий. Он нагнетал, накалял, заводил, нервировал, интриговал, вёл по лезвию и потом бросал победное очко к ногам вымотанных игроков.
Накал страстей в эфире программы был необычайно высоким. Кроме Ворошилова повторить это не удалось никому. Накал внешний вскоре привёл и к внутреннему сгоранию…
На нашем телевидении есть совсем немного телепроектов, которые успешно продолжались и после ухода их создателя. Эстафету ведущего подхватил приёмный сын Владимира Яковлевича Борис Крюк, который успешно ведёт телепроект уже более двух десятков лет.