Как-то одна из команд КВН пошутила: перед телевизором с пультом в руках сидит Александр Васильевич Масляков, переключает каналы и на каждом новом канале, видя людей на экране, произносит: «Мои, мои, снова мои и тут мои…». И эта шутка совсем не выдумка. Современное телевидение, а вместе с ним продакшн отечественных фильмов, сериалов, онлайн-платформ невозможно представить без выходцев из телевизионной передачи КВН. А Александр Васильевич Масляков — это даже не планета КВН, это целая Вселенная.
Сам того тогда не желая, Александр Масляков в середине 1980-х создал «Фабрику звезд» для современного телевидения. Через подмостки КВНа прошли тысячи участников: кто-то ушел в сценаристы, кто-то стал кинорежиссером, кто-то сам звезда такого масштаба, что готов потеснить с Олимпа вчерашнего учителя, а кто-то руководит крупными медиа-компаниями или имеет успех в большой политике. В последние годы КВН стал точкой притяжения для тех, кто искал славы на медийном поприще.
Когда Александр Масляков был молод, наверняка он не мог представить, во что перерастет его увлечение КВНом в студенческой команде Московского института инженеров транспорта. Тот КВН вначале был вечером состязания команд в формате «вопрос-ответ» по различным темам, но обязательно с юмором. Возникла необходимость в новом ведущем игры. Как вспоминала работавшая с Масляковым телеведущая Светлана Жильцова, вне кадра тогда он не производил впечатления: не фотогеничен, зажат, внешне неказист, но как только включалась камера, полностью преображался. Масляков начинал живо говорить, держаться с непередаваемой легкостью, оставаясь при этом простым пареньком, живущим рядом с тобой по соседству. Это быстро сделало его настоящей звездой.
Телевизионная программа КВН с ведущим Александром Масляковым вышла в эфир в 1964 году. И успех у такого формата телепередачи был небывалый — по всей стране в институтах, школах, военных частях, на заводах создавались команды КВН, где все желающие состязались в юморе и находчивости.
С телевизионного экрана шутили порой на самые острые темы советской действительности. В годы свободы слова по-советски это долго продолжаться не могло. Вначале КВН перешел из прямого эфира в запись, а в 1972 году по настоянию главы Гостелерадио СССР Сергея Лапина передачу закрыли. Однако на бытовом уровне КВН не исчез, в него играли на всей территории 1/6 части суши. Сам же Масляков стал настолько узнаваем, что без него представить советское телевидение уже было невозможно. До того, как передача вновь вернулась на ТВ в 1986 году, он был ведущим программ «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «Веселые ребята». По признанию Александра Васильевича, за эти годы он примерил самые разные телевизионные амплуа: и репортера, и интервьюера, и публициста. Он всегда был на виду, всегда востребован у зрительской аудитории.
В 1980-е годы формат передачи еще носил оттенок юмористического интеллектуального клуба из 60-х, но в 90-е главным форматом программы стал только юмор, который сохранил оттенок интеллектуальности. В это время Масляков — уже практически единоличный идеолог и редактор программы, и именно это стало залогом ее успеха, сделав одной из неотъемлемых частей ответственного ТВ, а самого Александра Васильевича — лицом нашего телевидения. КВНовская фабрика телевизионных звезд заработала в полную силу. И сегодня многие востребованные артисты могут сказать: «Все мы вышли из КВН».